16:43
«Этот день мы приближали как могли…»

Полосухина  Надежда Максимовна родилась в 1930 году в деревне Дончино Новокузнецкого района Кемеровской области.

Род Полосухиных оказался в числе тех, кому сполна пришлось испытать как радости труда, так и горести войны.

Из воспоминаний Надежды Максимовны: «До сих пор стоит у меня перед глазами 22 июня 1941 года, вся наша жизнь в селе, как впрочем, и во всей стране, резко изменилась. Люди по-разному узнавали весть о начале войны. Многие узнали ее, будучи на работах в поле. Реакция была одна – шок.

Буквально на следующий день  проводили на войну  отца. На мои плечи легло все домашнее хозяйство. Жили трудно: раздетые и разутые, есть было нечего. Испечет, бывало, мама русской печи какие – нибудь лепешки: маленько муки, тертая картошка да толченная лебеда.

Хорошо помню, у нас в деревне была изба – читальня, где была железная печка. И мы, дети, заготавливали дрова для ее топки, чтобы могли там хоть немного обучаться грамоте. Писать было нечем, да и не на чем. Использовали старые книги и газеты. Все больше трудились. Все делали своими руками, пахали на себе, тащили плуг по полю, пока в глазах не потемнеет. Один держал плуг и по мере сил не позволял ему вылезать из земли, а второй тянул за собой запряженную корову или быка, потому что всех лошадей забрали на нужды армии. А заставить корову идти прямо, и не испортить борозду было очень сложно. Кто-то справлялся, кто-то нет. Чтобы успеть распахать, как можно больше земли приходилось работать даже по ночам.

Летом работала целыми днями под солнцем на прополке в поле. Когда урожай созревал, его также убирали руками. Пшеницу и рожь жали серпами, вязали  в снопы, а потом складывали в скирды. А затем молотили в амбаре. Зерно же в мешки набирали, и эти тяжелые мешки бросали на брички. А затем отвозили в пункт хлебосдачи.

Я, как и многие другие дети, работала в колхозе «Агитатор» и на посевной, и на сенокосе, и на уборочной, чтобы на кусок хлеба заработать. Ребята поменьше собирали колоски на полях. Эти колоски тоже сдавали в пункт сдачи зерна. Все строго учитывалось. Ох, тяжело же было тогда. Денег нам не давали, а работали мы за трудодни.

В дальнейшем, когда подросла, работала дояркой в колхозе, а также занималась заготовкой сена. Однажды меня с подругой отправили на бричках, запряженных в быки, за сеном в поле. Едем мы, боимся. Вокруг много волков было, да и быки не очень нас слушали. Намучились. Когда же подъехали к месту, где должен был стоять стог, глядим, а сена нет. Кто – то его уже украл. Едем назад. Плачем, боимся, что будут ругать нас. Потом нашли тех, кто увез это сено, и наказали по – военному.

А еще помню, как привезли к нам в деревню эвакуированных из Ленинграда в 1942 году. Сидят на телегах женщины, старики, дети, голодные, озябшие. Разместили их по избам. К нам поселили семью Воробьевых – мать и с ней двое детей. Да и нас в семье пятеро. Но ничего, жили все дружно. Делились последней лепешкой из жмыха, последней картофелиной. После войны они вернулись в свой Ленинград, но мы еще долго потом переписывались.

Непросто было нам и в послевоенные годы. Отец погиб на фронте в 1942 году, мама одна поднимала нас на ноги».

Вместе с другими молодыми колхозниками лето напролет Надежда проводила на сенокосе и лишь зимой немного отдыхала. После войны молодежь собиралась на сельских вечерках и гуляниях. В один из таких вечеров юная Надя приметила красавца Михаила…

В это время он работал в кузнице. Скромный такой был, но молотом лихо работал. «Как не обратить внимания на такого парня», - говорит Надежда Максимовна.

«Я летом помогал в колхозе на уборочной, работал на комбайне, - рассказывает Михаил Тимофеевич. – Помню, отправили нас на Дончину, где работала Надя. Разговорились во время перерыва, вечерком проводил до дома. Затем стали встречаться, полюбили друг друга. Официально поженились только через год, в 1952 году, когда дочка родилась, - до этого все некогда было, работать нам обоим приходилось много…»

Несмотря на все трудности, Надежда Максимовна и Михаил Тимофеевич родили и воспитали двоих детей, построили дом, в котором и живут по сей день.  

Надежда Максимовна и Михаил Тимофеевич   имеют звания тружеников тыла и ветеранов труда, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», Михаил Тимофеевич награжден медалью «За освоение целинных земель».

В семье Полосухиных трое внуков и шесть правнуков.

Просмотров: 249 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0